Технологии развития выразительной речи и активного слушания на уроках английского языка 5-9 классов основной школы

_MG_2367

Педагогический университет «Первое сентября»

Лицензия 77Л01 №0007183, рег. №036377 от 23.07.2015, выдана Департаментом образования г. Москвы. http://edu.1september.ru/internal/01/011/

Концепция и учебный план

Начало обучения 2 февраля 2016 года

Необходимым условием овладения иностранным языком как средством общения является одновременная работа над его важными составляющими: устной речью и слушанием. Понимание на слух (аудирование) составляет неотъемлемую часть процесса слушания, также как без сформированной коммуникативной компетенции невозможно общение. В то же время сама устная речь для достижения эффективного общения должна быть понятна, выразительна и эмоционально окрашена. Развитие данных умений имеет первостепенное значение для овладения повседневным иноязычным формальным и неформальным общением и успешной сдачи ОГЭ, подготовка к которому должна осуществляться с 5-го класса. Учебный курс предназначен помочь учителям основной общей школы совершенствовать стратегии и приёмы активизации выразительной устной речевой деятельности и работы по концентрации внимания и формированию умения активного слушания у учащихся на уроках английского языка в 5-9 классах.

Освоение материалов учебного курса позволит слушателям совершенствовать свои профессиональные умения в свете требований ФГОС ООО к предметным результатам освоения учащимися образовательной программы по иностранному языку. В частности, использовать методические приемы

— формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;

— расширения лингвистического кругозора;

— обогащения активного и потенциального лексического запаса;

— активизации использования в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

— овладения нормами речевого этикета и приобретения опыта их использования в речевой практике при создании устных речевых высказываний;

— стремления к речевому самосовершенствованию для эффективного общения.

Основная цель курса: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области развития выразительной устной речи  учащихся и формирования умения активного слушания на уроках английского языка в 5-9 классах.

В рамках учебного курса планируется решение следующих задач:

·        знакомство с требованиями ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ;

·        знакомство с методическими технологиями формирования у учащихся умения выразительной устной речи и активного слушания, а также дискурсивной и социальной иноязычной компетенции на уроках английского языка;

·        освоение принципов разработки заданий по активизации выразительной устной речи и активного слушания, а также критериев их оценивания, как учителем, так и учащимися;

·        овладение алгоритмами успешного выполнения заданий разделов «Устная речь» и «Аудирование» ОГЭ по английскому языку.

Практические занятия, работа в мини-группах помогут углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях.

Курс ведется на английском языке. Занятия строятся на основе содержательно-деятельностного подхода.

Дополнительная информация:

Форма обучения — очно-заочная. Только для жителей Москвы и Московской области.

Второй поток 2015 / 2016 учебного года:
Начало обучения — с 1 февраля 2016 г. г. Принимаются заявки на обучение.
Данный курс доступен для изучения в рамках 108-часовой программы обучения.
Базовая стоимость составляет 6900 руб.

Учебный план

Занятие 1.  Требования ФГОС ООО к результатам освоения образовательных программ. Предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в предметной области «Филология.  Иностранный язык. Второй иностранный язык». Профессиональные компетенции современного педагога. Характеристика профессионального стандарта педагога.

Занятие 2. Стратегии обучения выразительной устной речи, важной составляющей эффективного общения.  Структура эффективного общения. Описание техник устной речи, важных для адекватной передачи мыслей и чувств. Невербальные способы общения. Роль личности учителя в создании доверительной атмосферы для преодоления психологических барьеров, формирование социальной  компетенции. Пополнение лексического запаса и активизация разнообразия грамматического оформления речи. Разработка упражнений и критериев оценивания в мини-группах.

Занятие 3. Методические технологии развития техники выразительной речи и выразительного речевого поведения. Создание симфонии слов и предложений. Искусство поэтической декламации. Приёмы поддержания беседы, мастерство диалога. Формирование социальной компетенции. Возможности театральных упражнений и ролевой игры. Разработка упражнений и критериев их оценивания в мини-группах.

Занятие 4.  Технологии совершенствования устной выразительной речи, сопровождаемой адекватным речевым поведением. Искусство чтения вслух текстов разных жанров и мастерство устного рассказа. Имитирование аудиозаписей носителей языка. Разработка упражнений и критериев их оценивания в мини-группах.

Занятие 5. Технологии активизации выразительной речи в форме устных публичных выступлениях. Развитие дискурсивной компетенции. Стратегии успешной подготовки краткого сообщения, презентации результатов исследования, небольшого публичного выступления (ораторское мастерство). Имитирование аудиозаписей носителей языка. Разработка упражнений и критериев оценивания в мини-группах.                                                                                                                                                                                                                                            Занятие 6. Зачёт в форме презентации слушателями десяти минутных упражнений на развитие выразительной устной речи с применением критериев их оценивания учителем и учеником.

Занятие 7. Алгоритмы успешного выполнения заданий устной части ОГЭ по английскому языку. Анализ положений кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в разделе устной речи для проведения основного государственного экзамена  по английскому языку. Анализ спецификации контрольных измерительных материалов в разделе устной речи для проведения  в текущем году основного государственного экзамена  по иностранному языку. Обсуждение в группах эффективных алгоритмов успешного выполнения заданий.

Занятие 8. Методические технологии обучения активному слушанию. Определение понятия «активное слушание» и его места на уроке английского языка. Использование приёмов развития техники активного слушания: внимания и сопереживания, перефразирования, выражения собственного мнения, уточнения, получения дополнительной информации, подбадривания, обобщения, пересказа. Упражнения по декодированию, важной составляющей коммуникации: распознавание настроения по интонации, слова по  ударению, значения фразы по ключевому слову или словосочетанию. Использование театральных упражнений на развитие концентрации внимания и умения слушать. Разработка упражнений и критериев их оценивания в мини-группах.

Занятие 9. Методические приёмы тренировки понимания на слух аутентичной речи и развития академического слушания. Упражнения на распознавание минимальных пар фонем, заполнение пробелов ключевыми словами, ассимилированными и сокращёнными формами. Тренировка распознавания интонации и ударения в слове, ударных слов в предложении, предугадывания следующего (еще не звучавшего) слова. Составление диктантов на распознание фраз,  предложений, кратких отрезков речи. Упражнения на развитие слушания для учебных целей: составление плана, ведение записи, действие по инструкции, последовательная организация иллюстраций, частей текста, оси времени, внесение фактических поправок.

Занятие 10. Методические приемы активизации устного общения учащихся на уроках английского языка. Взаимосвязь приемов активизации выразительной устной речи и активного слушания. Формирование умения слаженной работы в группе при выполнении  проектных работ. Приемы взаимодействия слушателей и выступающих на Форуме юных исследователей, Читательской конференции. Технология проведения дискуссии и дебатов. Разработка критериев оценки учителем и учащимися указанных форм работы. Подготовка тем дискуссий и дебатов и проведение их в учебных группах.

Занятие 11.  Зачёт в форме презентации слушателями десяти минутных упражнений на развитие активного слушания с применением критериев их оценивания учителем и учеником.

Занятие 12. Алгоритмы успешного выполнения заданий на аудирование ОГЭ по английскому языку. Анализ положений кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена  по английскому языку в разделе аудирования. Анализ спецификации контрольных измерительных материалов для проведения  в текущем году основного государственного экзамена  по иностранному языку в разделе аудирования. Обсуждение в группах эффективных алгоритмов успешного выполнения заданий.

Об авторе

Болтнева Ольга Юрьевна – учитель английского языка высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования, учитель-методист, один из основателей и вице-президент Ассоциации учителей и преподавателей английского языка Москвы и Подмосковья MELTA с 2004г. по 2015г.

Автор методического пособия «Развитие навыков повседневной и академической письменной речи», М. Дрофа, 2004, статей в ИЯШ, газете «Английский язык», сценариев школьных спектаклей «Я иду на урок», М., Первое сентября, 2003.

Разработала и вела интегративные курсы для старшеклассников в московской школе №1302 «Литература и искусство Великобритании и США», «Сравнительное страноведение: США, Великобритания, Россия», а также руководила школьным Шекспировским театром, который выезжал на гастроли в Великобританию и США.

В Московском городском педагогическом университете Ольга Юрьевна вела такие спецкурсы, как: «Технологии развития письменной речи», «Методика обучения творческому письму», «Новые педагогические технологии», «Новые технологии в обучении младших школьников английскому языку», «Использование аутентичных материалов на уроках английского языка».

В педагогическом университете «Первое сентября» успехом пользовался её курс повышения квалификации «Приёмы активизации устной и письменной речи на уроках английского языка в средней школе. Алгоритмы подготовки к ЕГЭ в разделах «Говорение» и «Письмо».

Ольга Юрьевна проводила мастерские на международных лингвистических и педагогических конференциях в России, курсы повышения квалификации  во многих городах России: от Вологды, Анадыря, Екатеринбурга и Элисты, до Самары, Гагарина и Губкина.

За свою деятельность Ольга Юрьевна награждена знаком «Почётный работник общего образования». Она -  дважды лауреат «Гранта Москвы», финалист 1998 года российско-американского конкурса учителей английского языка и страноведения. В 1999 году стажировалась в Великобритании как автор учебных пособий.

С 2010 по 2014 год Ольга Юрьевна преподавала в школе Посольства России в Республике Ангола и вела курс академического письма и разговорной речи для молодых адвокатов компании FFA в Анголе.

В настоящее время Ольга Юрьевна продолжает работать над темой «Выразительная устная речь и активное слушание для эффективного общения».

 

 

Share

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Tags: ,

Leave a Comment


7 × 2 =