Окт
16
При рассмотрении практических аспектов реализации положений Указа Президента №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» у представителей системы среднего и высшего образования — учителей и преподавателей — возникли следующие вопросы в части воспитательной роли преподавания иностранных языков и формирования личностных результатов учеников с опорой на духовно-нравственные ценности:
1. Как изучение иностранного языка может способствовать воспитанию традиционных духовно-нравственных ценностей у школьников и студентов на личностном уровне?
2. Интеграция традиционных духовно-нравственных ценностей в содержание школьной программы изучения иностранного языка – новация или возращение к традиции?
3. Каковы особенности отбора содержания текстов для создания современных учебников иностранного языка, способствующих формированию личностных качеств на основе духовно-нравственных ценностей?
4. Каким ценностям мы учим детей на уроках иностранного языка?
5. Можно ли изучать культуру и историю России на уроках иностранного языка?
6. Почему наши ученики не умеют, а зачастую и стыдятся говорить о культуре и истории России на иностранном языке?
7. Не пришло ли время изменить цель и содержание при изучении иностранных языков в части формирования личностных ценностных качеств ученика?
Поставив себе все эти вопросы, группа преподавателей МГИМО и учителей московской школы в содружестве с храмом Александра Невского при МГИМО, начала реализовывать проект разработки и издания учебно-методических материалов по английскому языку для педагогов и учащихся 5-11 классов «Родная школа».
В настоящее время, под кураторством Департамента образования и науки г. Москвы в примерно 30 школах Москвы началась апробация уже написанных учебных пособий для 9, а также для 10-11 классов. Также совместно с Фондом «Женщины за жизнь» проект проходит апробацию в образовательных учреждениях Тверской области.
Уникальность данных пособий в том, что они полностью соответствуют ФГОС 3 поколения, основаны на тематическом каркасе МЭШ, в своем содержании интегрируют современные языковые коммуникативные навыки и традиционные духовно-нравственные, культурно-исторические ценности.
Аналогов данных пособий на рынке учебной литературы на текущий момент нет.
В содержании текстов содержатся и раскрываются традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические традиции.
Например, в разделе «Семья» представлен рассказ о многодетной семье во всем многообразии взаимоотношений между членами этой семьи. Упражнения имеют смысловую основу, раскрывающую проявление таких ценностей, как милосердие, забота о пожилых и младших членах семьи, взаимопомощь, ответственность и других, призванных формировать позитивное отношение у учащихся к традиционным семейным ценностям в рамках учебного процесса.
Это будет восприниматься подростками естественно, как норма поведения, принятая в нашем обществе. Аналогичным образом будут усилены акценты на духовно-нравственной составляющей текстов по другим тематическим разделам базового курса.
При сохранении всех языковых норм и правил осуществляется тематическое планирование и разработка тестов и соответствующих к ним упражнений на основе тем (событий, героев), изучаемых в соответствующем разделе отечественной истории.
Такой подход позволит осуществить закрепление изученного школьниками материала в курсе истории или его расширение за счет дополнительных сведений, которые не всегда находят место на страницах учебника. Учащиеся получат возможность углубить свои познания в языке и вместе с тем приобрести способность при необходимости рассказать на иностранном языке о истории своей страны, ее героях, исторических фактах и традициях.
Именно этого умения очень часто не хватает нашим подросткам при выезде за границу и общении с представителями других народов. Таким образом выпускники школы в естественной для них форме станут носителями национального культурного кода в ходе межнационального общения!
Если вы заинтересованы в дальнейшем знакомстве с данными пособиями, а также если вы хотите тоже участвовать в апробации данных пособий с тем, чтобы дать авторскому коллективу обратную связь по данным пособиям, просим писать на адрес эл почты larissa_volidina [at] mail [dot] ru