A document camera in ELT

О.М.Корчажкина

Цикл статей, написанных в период с ноября  2009 г. по апрель 2010 г., в которых автор делится своим опытом использования документ-камеры компании AVerMedia на уроках английского языка.

I. Уважаемые коллеги, желающие работать на уроках с документ-камерой!

Этому вопросу посвящён цикл статей Андрея Нестерова в приложении к Учительской газете «ИКТ в образовании» за 2008 г.:

  1. «Документ-камеры в школьной практике», № 16, с. 18-19 http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...d=9&app=ikt ;
  2. «Документ-камеры для школ», № 18, с. 16-17http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=13&app=ikt;
  3. «Достоинства отдельных моделей документ-камер», № 20, с. 22-23http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=18&app=ikt;
  4. «Новые возможности документ-камеры для педагогов», № 22, с. 22-23
    http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=22&app=ikt .

Кроме того, в издании вы найдёте выходные данные дистрибьютера документ-камер AVerVision в России — компании «ООО Стоик-М». Тел. в Москве: (495) 366-90-06 и (495) 366-45-08, веб-сайт: www.avervision.ru, эл. адрес: info [at] avervision [dot] ru.

II. Документ-камера: первые впечатления

Документ-камера была моей давней мечтой.Впервые я увидела прародительницу современных камер лет пять назад. На открытом уроке на конкурсе «Учитель года» молодая учительница французского языка продемонстрировала классу (изображение было на экране телевизора), как надо заполнять таблицу в рабочей тетради, лежащей на её столе. Учащиеся отнеслись к этому очень спокойно и по-деловому. А мы, члены комиссии, задержав дыхание, переглянулись: такого никто не ожидал! И не в смысле «чуда техники», а в смысле уместности, или даже необходимости приёма, так легко и быстро реализованного.

Когда по ходу урока учителю надо было показать, как выполнять домашнее упражнение, даже представить было нельзя, что нудное и, в целом, малополезное потрясание тетрадью перед классом с объяснением «на пальцах» можно заменить такой наглядной и понятной учащимся формой демонстрации необходимых действий.

Сама камера являла собой небольшой серебристый шарик на длинной изогнутой ножке – эдакий колокольчик. Её поначалу я даже не заметила. Потом, когда пригляделась и поняла, что именно она является источником торжества «дидактической мысли», решила, что это – плод творческих усилий местного кулибина, который снабдил учителей той школы простым телепередатчиком, подключённым к телеприёмнику. Скажу честно: я до сих пор не знаю, кто был производителем той знаменательной для меня документ-камеры.

Моя вторая встреча с документ-камерой произошла полтора года назад в подмосковных Мытищах на одной из конференций. У докладчика не открылась презентация, и он очень занервничал. В аудитории была «меловая» доска, но не было мела. Вдруг кто-то из слушателей заметил, что на экране странным образом отображается лежащая на кафедре клавиатура компьютера. Оказывается, над нею – клавиатурой – склонилась миниатюрная документ-камера, которую из зала не было видно. Воодушевлённый новыми возможностями докладчик начал выступление, на листе бумаги рисуя схемы и делая записи, поясняющие ход его замершей было мысли.

И вот документ-камера стоит на столе в моём кабинете. Подключить её к компьютеру и проектору было совсем несложно, и мои робкие движения по управлению «дивайсом» обретали всё большую уверенность. Первая апробация нового дидактического инструмента происходила на уроке в 10-м классе, когда нужно было проанализировать письменные работы учащихся, проверенные мною во время каникул. Раньше я сканировала работы и выводила их на экран, однако это занимало очень много времени и, кроме того, не позволяло дополнительно править текст по ходу обсуждения. С документ-камерой процесс обсуждения происходил настолько естественно, что мои десятиклассники даже не среагировали на новшество, что, скажу откровенно, меня немного задело.

Зато на уроке в 7-м классе ситуация сложилась иначе. Не успели учащиеся войти в класс, как самые дотошные увидели новый прибор и столпились вокруг него, как толпились крестьяне вокруг «лампочки Ильича» почти столетие назад.

– Это веб-камера, – сказал самый дотошный. – У меня дома она прямо в монитор встроена.

– Это не веб-камера, а настольная лампа, – строгим голосом поправила его девочка-отличница.

Начался урок, на котором нужно было проверить письменное задание (дети написали открытку из Лондона своим друзьям). Я просила детей класть под камеру свои открытки и у экрана читать текст всему классу. Если встречались ошибки, мы их тут же исправляли ручкой. Это вызвало такой восторг у семиклассников, что выставить на всеобщее обозрение плоды своего эпистолярного труда пожелали все – даже самые застенчивые и робкие.

Однако тот урок закончился для меня не совсем удачно. Времени показать все работы с помощью документ-камеры не хватило, и от одного из «неохваченных» в мой адрес прозвучали не очень лестные слова. Впрочем, вины самой документ-камеры в том не было. А после урока «неохваченный» учащийся, стыдливо потупившись, принёс мне свои извинения.

III. Документ-камера как инструмент экстренной помощи учителю

За неделю работы новая документ-камера не только отвоевала себе прочное место на моём рабочем столе среди монитора, компьютера, множества проводов, фильтров тока переменного и источника тока постоянного, а также другого необходимого оборудования, но и упрочила своё положение, став полноправным членом нашей электронной компании.
Однако её статус с самого начала стал отличаться от статуса всех остальных приборов. Компьютер, сканер, принтер – с точки зрения воплощения в жизнь «сиюминутного» замысла учителя это электронное оборудование можно назвать инерционным, то есть работающим с запаздыванием в смысле воплощения пришедших в голову учителя или учащихся идей. Понятно, что работа на компьютере (сейчас речь идёт о его демонстрационных возможностях) требует большой предварительной подготовки, состоящей по крайней мере в сканировании и редактировании изображений. И если во время урока вдруг возникает непредвиденная ситуация, когда требуется срочно продемонстрировать изображение или процесс выполнения какого-либо учебного действия – компьютер сам по себе превращается в «тормоз» непреодолимой силы. Документ-камера реагирует на наши решения и следует нашей мысли практически мгновенно.

Опишу всего пару ситуаций, возникших на моих уроках на этой неделе, когда документ-камера просто спасла положение, не дав замедлить или даже сорвать учебный процесс.

Старшеклассникам было дано задание описать фотографию, которую нужно было принести с собой на урок. Чтобы вся группа могла увидеть изображение и принять участие в обсуждении представляемых материалов, учащиеся заранее перевели выбранные ими фотографии в электронную форму и показывали их на экране через компьютер. Самые смелые учащиеся выступали, конечно же, в начале урока, и всё шло по задуманному сценарию. Затем выяснилось, что «не самые смелые» учащиеся даже не удосужились сосканировать свои фотографии, попытавшись демонстрировать их классу, держа в поднятой вверх руке, что грозило уроку войти в незапланированное русло. Более того – да простят меня мои «несмелые» ученики! – я подозреваю, что они это сделали намеренно, чтобы в поле внимания въедливой аудитории не попали мелкие детали их фотографий, и это автоматически избавило бы их как от необходимости детального описания, так и от назойливых вопросов «смелых» одноклассников.

Но не тут-то было! Призванная на помощь документ-камера увеличила все изображения до различимого размера, и дискуссия обернулась полноценным обсуждением.

В седьмом классе документ-камера помогла мне раскрыть замысел одного хитрого ученика, основной задачей которого было оправдать себя за невыполненное домашнее задание. Домашнее задание было выдано в виде ксерокопии страницы, на которой одно из упражнений сопровождалось картинками с видами спорта. Нужно было подписать картинки.

Каждый из нас знает, что чёрно-белые ксерокопии картинок, особенно если оригиналы были цветными, могут получиться очень тёмными и плохо различимыми. Этим и воспользовался мой хитрый ученик, не имеющий, кстати, проблем со зрением. В начале урока он радостно сообщил, что не смог разглядеть, что же изображено на картинках, в то время как остальные учащиеся в классе всё прекрасно разглядели и сделали необходимые подписи. Я была очень удивлена, поскольку сама делала эти ксерокопии, да и краски в ксероксе было достаточно.

Тогда мой самый дотошный ученик (см. материал «Документ-камера: первые впечатления») предложил сравнить якобы нечёткую ксерокопию с остальными. Я, в свою очередь, предложила сделать это с помощью документ- камеры. Замысел хитреца был раскрыт.

IV. Думы о документ-камере: технические возможности устройства

Проработав с документ-камерой чуть более месяца и поняв, что теперь не смогу без неё обходиться, я захотела проанализировать, какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся.

Первое и, наверное, основное – её технические возможности.

Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.

К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект, давая тем самым возможность рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Так она может превратиться в «электронную лупу», которая всегда находится у вас под рукой.

Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При этом документ-камера служит средством динамической визуализации естественных процессов. Особенно это важно на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет учащимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях, видеть отклонения или вариации в движении или перемене состояния демонстрируемых объектов.

Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала (например, учебника или альбома с иллюстрациями), требующий обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – несопоставимо более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

Кроме того, это свойство документ-камеры позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит не «на пустом месте», а с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) или в виде реальных объектов не очень большого размера, например, обучение работать на клавиатуре компьютера, вышивать гладью или «крестиком», накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.

При обучении ИЯ сложным учебным действием может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.

Неоценимую помощь может оказать документ-камера при обучении заполнять различного рода анкеты, опросники, листки регистрации, а также бланки ответов ЕГЭ.

Если требуется объяснить учащимся, как работать с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино или лото, то демонстрация правил работы с такими «мелкими учебными пособиями» с помощью документ-камеры становится простой, наглядной и увлекательной.

Следующее важное свойство документ-камеры – это её помощь учителю и учащимся в динамической презентации результатов их работы. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные учащимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлечённости аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.

Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения.

V. Думы о документ-камере: нейрофизиологические особенности создания и восприятия визуальной информации

Проработав с документ-камерой теперь уже около трёх месяцев и поняв, что теперь не смогу без неё обходиться, я захотела проанализировать, какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся.

В предыдущей Думе я рассказала о технических возможностях документ-камеры, однако не упомянула о новых функциях, которые реализованы в последних моделях камер компании AVerMedia – CP300 и CP355: «маска» (возможность закрывать часть информации шторкой и плавно открывать её по мере необходимости), «картинка в картинке» (накладывание изображений), «зеркальное изображение» (возможность получать симметричное изображение), выделение необходимого участка изображения на экране, автоматическая настройка резкости и многое другое, с чем меня познакомил представитель компании Н.В. Ивлиев во время своего очередного визита в ЦО № 1678 5-го февраля 2010 г.

Второй аспект, который умело использован разработчиками документ-камеры – это её способность эффективно реализовать нейрофизиологические особенности создания и восприятия визуальной информации.

Способы создания визуальной информации с помощью документ-камеры основаны на следующих нейрофизиологических особенностях человека:

  • способ управления информационными объектами в поле визуализации вовлекает в процесс обучения кисти рук пользователя как «осязательные манипуляторы», что способствует более эффективному усвоению последовательности учебных действий за счёт создания пространственно-временного контекста;
  • моторные действия руками, производимые пользователем при управлении информационными объектами в поле документ-камеры, представляют собой сложную координированную деятельность, в которую вовлечены практически все системы организма.

Способы восприятия информации, воссоздаваемой документ-камерой, основаны на следующих нейрофизиологических особенностях человека:

  • восприятие информации способом, подобным естественному способу восприятия реального жизненного пространства человека, при этом информация отражается в сознании как целостный объект или целостная совокупность объектов, связанных наглядными временными и пространственными отношениями;
  • качественная, многоуровневая визуализация учебных объектов способствует быстрому их опознаванию, что ведёт к максимальному использованию оперативного поля зрения, т. е. той части общего поля зрения, которая воспринимается и опознаётся одномоментно.

Таким образом, в документ-камере, как дидактическом инструменте, реализованы все основные нейрофизиологические особенности как создания, так и восприятия информации познающим субъектом, что способствует более прочному усвоению содержания информационных объектов и учебных действий.

VI. Думы о документ-камере: психолого-педагогические аспекты применения документ-камеры

Продолжая цикл комментариев о теоретических основах применения документ-камеры, рассмотрим комплекс психолого-педагогических аспектов, позволяющих сделать применение устройства эффективным с точки зрения реализации:

  • дидактических принципов обучения;
  • психологических аспектов обучения;
  • принципа целесообразности предоставляемых методов обучения;
  • организационной деятельности учителя на уроке;
  • учебно-познавательной (когнитивной) деятельности учащихся на уроке.

1. Реализация дидактических принципов обучения
1.1. Принцип научности реализуется путём соблюдения логики изложения учебного материала, предъявляемого учителем с помощью документ-камеры, а также за счёт прямой трансляции учебного материала из первоисточника, что сводит к минимуму или не допускает вовсе фактических или ситуационных ошибок.
1.2. Принцип проблемности реализуется за счёт обеспечения возможности коллективного поиска решения учебной задачи (учащихся самостоятельно или совместно с учителем), а также возможности проследить процесс поиска решения.
1.3. Принцип наглядности является основным преимуществом документ-камеры перед традиционными средствами обучения, поскольку создаёт предметно-мотивационную среду урока, выступает как пространство для создания и демонстрации процессов и явлений, предоставляет учащимся поле для выполнения заданий динамического характера, позволяет использовать функцию записи динамических упражнений в процессе их выполнения для сопоставления результатов работы учащихся и их анализа, а также создания динамических инструкций, обеспечивает возможность редактирования и/или трансформации учебного материала во время его демонстрации.
1.4. Принцип активности и сознательности обеспечивает всем участникам учебного процесса понимание целей и задач предстоящей работы, наиболее полную реализацию возможностей само- и взаимообучения, самоанализа, самооценки, самостоятельного мышления и самостоятельной деятельности.
1.5. Принципы доступности, а также систематичности и последовательности базируются на возможности постепенного усложнения видов предъявления учебного материала (стационарное, динамическое, поэтапное, акцентное, сопоставительное, трансформация, процесс и т.п.), что соответствует поэтапному, последовательному переходу от главного к новым фактам и свойствам изучаемого объекта, явления или процесса и способствует расширению и углублению знаний, формированию новых навыков и умений.
1.6. Принцип завершённости обучения обеспечивается возможностью демонстрации аналогий, сравнений, сопоставлений, противопоставлений, за счёт чего происходит постепенный переход от низших уровней усвоения знаний к более сложным с пошаговой фиксацией усвоенного.
1.7. Принцип развития учебной деятельности реализуется за счёт предоставления богатых возможностей для восприятия и понимания новой информации, что приводит к адекватному и точному осознанию учащимися познавательной задачи и актуализации мотивов ее решения.
1.8. Принцип воспитательного воздействия урока реализуется за счёт эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также положительного влияния профессиональных и личностных качеств учителя, не ограничивающегося «тряпко-мело-голосовыми» средствами, а применяющего на уроке инновационные технологии.

2. Реализация психологических аспектов обучения
2.1.Многовариантность представления и интерпретации учебной информации создаёт разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, что позволяет не только быстро опознавать и классифицировать воспринимаемую информацию, но и эффективно усваивать её на активно деятельностном уровне с использованием различных видов памяти (моторной, образной, словесно-логической, эмоциональной).
2.2.Управление учебным материалом в поле документ-камеры, имитирующее выполнение упражнений с произвольной динамикой (1) и позволяющее проследить ход мыслей пользователя (учителя или учащегося), приводит к достижению высокого учебного результата.
2.3. Мобилизация внимания учащихся различными способами: демонстрацией стационарных и динамических объектов, поэтапного выполнения задания, акцентного выделения части объекта, сопоставительного и сравнительного анализа объектов, трансформации объектов, наблюдения за процессами, повторного воспроизведения, смысловой и логической группировки объектов и т.п.
2.4. Возможность выполнения разнообразных видов работы, способствующих самостоятельной умственной деятельности учащихся: письменных заданий, устного обсуждения в группе, паре, в коллективе, организация консультаций, презентаций и т.п.

3. Реализация принципа целесообразности предоставляемых методов обучения
3.1.Объяснительно-иллюстративные методы обучения реализуются благодаря основному свойству документ-камеры – многоплановой визуализации объектов, явлений и процессов при изложении учителем законченного фрагмента учебного материала, предъявлении плана изложения нового материала, переформулировки вопросов, облегчающей понимание, выдаче визуальных инструкций по выполнению учебных действий, обобщении по теме урока.
3.2. Репродуктивные методы обучения реализуются при воспроизведении знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм, воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, иллюстрации алгоритма или модели, описания объекта, приведении учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон, алгоритм.
3.3. Поисковые и исследовательские методы обучения предполагают вычленение сущности изучаемого объекта, явления или процесса, формулировку и аргументацию гипотез визуальными методами, демонстрацию хода рассуждения, выбор путей решения исследовательской задачи или проблемы, организацию наблюдения за ходом решения.

4. Обеспечение организационной деятельности учителя на уроке
4.1. Документ-камера обеспечивает высокую степень готовности учителя к уроку и рациональное использование времени урока за счёт возможности мобильного предъявления учебного материала и быстрого решения непредвиденных вопросов.
4.2. Документ-камера обеспечивает высокую мотивацию учащихся к учебной деятельности за счёт продуманной организации учебной деятельности учащихся и поддержания их интереса к учению разнообразными способами предъявления учебного материала, занятостью учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
4.3. Учитель осуществляет организацию групповых дискуссий с опорой на статический и динамический демонстрационный материал.
4.4. Учитель способствует организации совместной работы нескольких учащихся над одним визуальным заданием.
4.5. Учитель вовлечён в совместную с учащимися деятельность за счёт передачи им части своих полномочий с помощью документ-камеры (учащиеся могут занимать позицию учителя, демонстрируя учебные материалы).
4.6. Произвольное управление динамикой учебных объектов, осуществляемое учителем или учащимися, представляет собой один из самых высоких уровней интерактивности и поэтому способствует повышению эффективности усвоения материала.
4.7. Управляя объектами с произвольной динамикой в поле обзора документ-камеры, пользователь имеет возможность комментировать последовательность своих действий, поясняя выполнение заданий с помощью «живой речи».

5. Обеспечение учебно-познавательной (когнитивной) деятельности учащихся на уроке
5.1. Документ-камера представляет собой когнитивный инструмент, поддерживающий, направляющий и расширяющий мыслительный процесс учащегося за счёт создания наглядной ориентировочной основы действий.
5.2. Документ-камера способствует демонстрации практических умений в предметной деятельности, сопровождаемых полными ответами и комментариями с возможностью сравнения и сопоставления достигнутых учащимися результатов.
5.3. Документ-камера способствует проявлению инициативы учащихся и их готовности принять организаторские функции учителя на себя, а также регулировать процесс обучения с целью повышения его эффективности.
5.4. Документ-камера даёт возможность объективно оценить индивидуальные достижения учащихся, их вклад в групповую работу, а также отследить степень личностного роста учащихся.
5.5. При парной или групповой работе над заданием документ-камера помогает учащимся в осознании и реализации цели совместной деятельности, способствует успешной коммуникации и достижению взаимопонимания, позволяет осуществлять взаимоконтроль и обсуждение процесса и результатов совместной учебной деятельности.

_____________
1) Произвольная динамика – свойство интерактивного оборудования, позволяющее воспроизводить объекты, динамика предъявления которых задаётся пользователем, а не разработчиком программного продукта.

VII. Документ-камера: интерактивное устройство толерантного типа

Совершенно неожиданно возникла идея совместить функции интерактивной доски и документ-камеры.

Раньше, на самых первых этапах, я напрямую использовала функцию документ-камеры по оперативной трансляции стационарного изображения. Это означает, что при проверке творческих заданий учащихся, требующих корректировки и обсуждения, я просто размещала письменную работу в поле обзора устройства и шариковой ручкой корректировала ошибки, демонстрируя учащимся возможные варианты выполнения задания.

Часто это делали сами учащиеся, которых я приглашала к своему рабочему месту. Однажды вдруг возникла ситуация, когда учащийся предложил не очень удачное исправление своей ошибки, зачеркнув первоначальный вариант и записав новый сверху. Потребовалось повторное исправление, что очевидно привело бы к «мазне».

Кто-то из учащихся предложил использовать «штрих», т.е. «забелить» оба неудачных ответа и записать новый.

Но затем над этим предложением возобладал здравый смысл, который подсказал новое решение – подключить к работе интерактивную доску (ИД). Известно, что у ИД есть функции «электронное перо» и «ластик», позволяющие производить повторную корректировку. Так мы и поступили:

  1. С помощью документ-камеры сфотографировали страницу работы учащегося – это заняло одну секунду времени.
  2. Вывели это изображение на экран монитора – ещё одна секунда.
  3. Включили интерактивную доску, которая «приняла на себя» изображение с экрана монитора – третья секунда.
  4. Воспользовались функциями ИД «электронное перо» и «ластик», что позволило продемонстрировать несколько вариантов выполнения задания.

Кстати, после этого спонтанного случая, стали таким образом выполнять и другие письменные задания, в которых было необходимо что-то писать поверх некоторого другого изображения, не испортив первоисточник, например, при разгадывании кроссвордов, заполнении пропусков. Очень помогает эта функция при работе с текстовым материалом, когда нежелательно делать пометки поверх реального текста, подложенного под документ-камеру. Например, недавно я получила в подарок уникальную книгу об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, которую решила использовать на уроке по теме «Buildings». Демонстрировала её с помощью документ-камеры и ИД, делая записи поверх текста книги с помощью электронного пера ИД. А на иллюстрациях учащиеся подписывали название частей здания и декора.

Кто-то может возразить: зачем «городить огород», когда известно, что среди функций самой документ-камеры тоже есть возможность делать пометки с помощью электронных маркеров поверх изображения – и даже делать снимок не надо. Соглашусь, с помощью маркера выделять, подчёркивать, обводить участки текста и изображений – всё это делать можно, а вот писать с помощью курсора «мыши» не очень удобно, здесь необходимо иметь в руке ручку. Кроме того, позиция учителя у доски с пером в руке, будто с мелом, выглядит и воспринимается учащимися более естественно, чем его склонённая над столом фигура, пытающаяся с помощью «мыши» вывести корявым почерком некое слово.

Второго апреля ЦО № 1678 вновь посетил представитель компании AVerMedia Николай Ивлиев, который продемонстрировал новую уникальную разработку компании – электронное перо, совместимое с документ-камерами последнего поколения – CP300 и CP355, т.е. работающее с ними на одном программном обеспечении, что позволяет писать поверх изображения, транслируемого с документ-камеры. Было бы здорово, если бы влияние нового устройства – электронного пера – распространялось на поверхность экрана, куда проецируется изображение с документ-камеры, чтобы одновременно можно было и писать, и видеть, что ты пишешь (может быть, это и можно делать, просто я этого не поняла). Тогда и помощь ИД не понадобилась бы: перо было бы своё, родное, да и снимков изображения с документ-камеры не нужно было бы делать. При этом компания AVerMedia обошлась бы только своей продукцией.

VIII. Документ-камера поднимает «голову» и смотрит по сторонам

В предыдущем материале «Документ-камера: интерактивное устройство толерантного типа» я писала о том, как моя документ камера подружилась с интерактивной доской. Но этим демонстрация её (документ-камеры) коммуникативной компетентности не ограничилась. Моя документ-камера стала искать новые сферы своего влияния на окружающую информационную среду. И нашла.
С тех пор, как один из моих дотошных учеников принял новое, только что появившееся устройство за веб-камеру (см. запись II. Документ-камера: первые впечатления), меня не покидала мысль использовать документ-камеру в качестве веб-камеры – для проведения видеоконференций. Какие свойства документ-камеры делают её более привлекательной для таких целей, чем веб-камера или специальная цифровая видеокамера?Очевидно, что видеокамера – это отдельное дорогостоящее электронное устройство, которым невозможно оснастить каждый школьный кабинет.Что касается веб-камеры, то она, как правило, либо встроена в монитор, либо жёстко крепится к нему с помощью специального кронштейна. Поэтому область её видеообзора ограничивается лицом, находящимся непосредственно перед монитором. Можно, конечно, снять веб-камеру с монитора, но тогда для неё должен быть предусмотрен отдельный держатель-стойка, который позволил бы направлять её на аудиторию. Для встроенной веб-камеры нужно было бы вращать монитор, что также крайне неудобно. Кроме того, в обоих этих случаях должна быть предусмотрена дополнительная регулировка высоты веб-камеры, а также настройка резкости и «зум» (приближение-удаление объекта), чего веб-камеры не имеют, поскольку предназначены для работы в фиксированной позиции.А вот документ-камера как будто создана для обозрения: стоит только распрямить её «шею», поднять саму камеру, т.е. её «голову», направить на аудиторию и расположить оптическую систему камеры под требуемым углом (путём вращения самой камеры или её «шеи», чтобы не было повёрнутого или перевёрнутого изображения). Функции настройки резкости на самой камере и «зум» на панели управления позволяют получить качественное изображение, причём реальное движение учащихся в классе, их мимика и жесты будут «схватываться» и передаваться документ-камерой практически без искажения, т.е. запаздывания.Это что касается механики. Теперь об электронике.

Поскольку в нашей школе документ-камерой оснащён только мой кабинет, я решила осуществить одностороннюю пробную видеоконференцсвязь с соседним кабинетом ИЯ и посмотреть, как в нём будет видно и слышно то, что происходит у меня на уроке.

Для этого я воспользовалась широко известной пользователям Интернета программой Skype, версию 4.2 которой свободно загрузила с сайта: http://www.skype.com/intl/ru/download/skype/windows/. Установив программу Skype 4.2 на свой компьютер и пройдя электронную регистрацию, я сделала то же самое на компьютере моей коллеги из соседнего кабинета. Видеозвонок с моего компьютера, к которому подключена документ-камера и микрофон, был принят моей коллегой и на экране её монитора появилось видеоизображение урока в моём классе, который передавался моей документ-камерой через Интернет в режиме реального времени. Для воспроизведения звука в кабинете моей коллеги к компьютеру были, естественно, подключены аудиоколонки.

Пробное подключение состоялось и прошло успешно. Гордости документ-камеры и моей радости не было предела!

Кроме видеоконференцсвязи документ-камеру можно использовать и для работы в одном предметном кабинете или аудитории. Например, при трансляции увеличенного изображения коллективной или групповой работы учащихся на настенный экран с тем, чтобы другие учащиеся в аудитории могли более детально рассмотреть работу своих товарищей.

Для больших аудиторий или актового зала документ-камера может транслировать изображение выступающего на большой экран с тем, чтобы последние ряды могли лучше его увидеть, как это делается, например, на концертах в огромных залах или на стадионах.

IX. 160 способов использования документ-камеры.

Составил Кен Ройал. Перевод с английского О.М.Корчажкиной.

1. Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.

2. Демонстрация мелких частей объектов.
3. Проверка и исправление домашних работ учащихся.
4. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
5. Составление набора предложений и идей при мозговом штурме (brainstorming).
6. Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
7. Подключение к микроскопу.
8. Наблюдение за ростом растения от семени до стебля и листьев.
9. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
10. Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу (storyboard).
11. Возможность быстрого редактирования письменных работ.
12. Работа над структурой предложения.
13. Отработка орфографии.
14. Отработка грамматических структур.
15. Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
16. Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
17. Демонстрация слов при обучении иностранным языкам.
18. Составление круговых диаграмм Венна (Venn diagram), изображающих области перекрывания групп элементов с целью демонстрации их общих компонентов.
19. Демонстрация правил чтения гласных звуков и общих фонетических правил.
20. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка, резьба по дереву, чеканка, выжигание и пр.).
21. Демонстрация документальных изображений для составления рассказов из жизни учащихся, классов, истории школы.
22. Решение уравнений.
23. Выполнение заданий на словообразование.
24. Демонстрация решения сложных математических задач.
25. Объявление результатов голосования за лучшего учащегося дня или недели.
26. Демонстрация презентаций PowerPoint.
27. Демонстрация материалов в День открытых дверей.
28. Демонстрация документации во время заседаний методических объединений и педсоветов.
29. Оперативная демонстрация результатов голосований и опросов.
30. Сопровождение презентаций, сделанных учащимися.
31. Сравнение изображений с реальными объектами.
32. Демонстрации движения пластилиновых фигурок (claymation).
33. Демонстрация иллюстрированных изданий.
34. Работа со словарём.
35. Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления и т.д.
36. Демонстрация карточек с изображениями предметов (flashcards).
37. Цифровая «словарная стена» (word wall) – пространство, на котором можно располагать активную лексику урока (например, слова, записанные на карточках), сопровождая их иллюстрациями, разнообразными заданиями, группируя их по различным признакам и пр.
38. Работа с географическими картами.
39. Работа со шкалой времени (timeline).
40. Демонстрация капиллярных свойств жидкости (набор жидкости с помощью тонкой стеклянной трубочки).
41. Кукольные представления.
42. Демонстрация мелких живых существ, которых нельзя «пустить по партам»: жуков-короедов, земляных червей, насекомых, змей, рыб и т.д.
43. Запись упражнений, выполняемых на уроке для последующей трансляции или выкладывания в сети.
44. Демонстрация загружаемых из сети аудио- и видеофайлов.
45. Использование в качестве видеокамеры (запись и/или демонстрация на экран действий, происходящих в классе).
46. Использование при проведении видеоконференций.
47. Демонстрация процесса сборки/разборки объёмных моделей.
48. Изучение инструкций и руководств по использованию технических устройств.
49. Процесс обучения стихосложению.
50. Процесс обучения написанию писем.
51. Демонстрация плана урока и видов деятельности на уроке.
52. Демонстрации игры «Собери пазл» (puzzle).
53. Позволяет пересылать по электронной почте или выкладывать на сайте иллюстративную информацию.
54. Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
55. Выбор ролей для постановки пьесы.
56. Устная драматизация с опорой на текст для чтения (reader's theatre): презентация письменного источника в форме сценария пьесы или фильма из сборников, книг или журналов; тексты пьес, написанные учащимися, для чтения по ролям.
57. Демонстрация рецептов для приготовления блюд на уроках кулинарного искусства.
58. Изучение животных или растительных клеток под микроскопом.
59. Изучение окаменелых животных или растений.
60. Наблюдение преломления луча света при прохождении через треугольную призму.
61. Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.
62. Демонстрация подсчёта денег (бумажных купюр или монет).
63. Исследование мелких деталей и частей механического или технического оборудования.
64. Проведение химических экспериментов.
65. Мгновенный снимок документа или изображения вместо сканирования, требующего значительных затрат времени.
66. Запись цифровых рассказов.
67. Создание иллюзии движения объектов способом мультипликации (stop-motion animation).
68. Создание и запись уроков для ресурсных центров.
69. Создание и архивирование уроков для дистанционного обучения.
70. Создание уроков для учащихся-надомников.
71. Демонстрация протяжённых объёмных объектов, например, диорам.
72. Демонстрация задания-разминки перед началом урока.
73. Наблюдение за движением рыб в аквариуме.
74. Наблюдение за жизнью муравейника.
75. Наблюдение за жизнью птиц у кормушки.
76. Демонстрация сочетаний цветов при изучении теории цвета в живописи – цветовых кругов (art colour wheel).
77. Демонстрация техники рисования и живописи.
78. Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
79. Использование на уроках анатомии: демонстрация скелета. движения костей и пр.
80. Демонстрация частей скрытого объекта для задания «Угадай, что это за предмет и как его используют».
81. Интерактивные задания по изучению строения птиц (owl pellet).
82. Запись заметок и рисование набросков в качестве пояснений для выполнения упражнений.
83. Создание и запись инструкций и руководств с целью их дальнейшего использования.
84. Запись этапов урока и этапов выполнения упражнений и заданий.
85. Обеспечение общего доступа учащихся к имеющимся материалам.
86. Помощь в презентации групповых проектов.
87. Обучение навыкам организационной деятельности.
88. Проверка домашней работы.
89. Формирование навыков исследовательской деятельности.
90. Объявление дежурных по классу.
91. Запись участия класса в школьных мероприятиях.
92. Создание банка лучших уроков.
93. Обучение персонала среднего звена.
94. Музыкальное сопровождение уроков.
95. Обучение нотной грамоте.
96. Трансляция информации с внешних электронных носителей.
97. Актуализация прошлого опыта учащихся.
98. Демонстрация темы для обсуждения или проблемы перед началом урока.
99. Дискуссия о выборе темы проектной работы.
100. Подведение итогов урока и обобщение изученного материала с классом или индивидуально.
101. Сбор и обобщение вопросов учащихся в различных предметных областях.
102. Оперативное использование учебного материала для усвоения на уроке.
103. Сравнение литературных стилей.
104. Сравнение литературных жанров.
105. Демонстрация требований к написанию сочинения, состоящего из пяти абзацев.
106. Демонстрация диаграмм и графов различного типа: гистограмм, линейчатых, листовых, точечных, круговых и пр.
107. Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
108. Демонстрация лабораторных исследований.
109. Обучение поведению в нештатных ситуациях: маршруты движения при пожаре, наводнениях, позиции укрытия при землетрясениях, извержениях вулканов, падении метеоритов, набегов и налётов насекомых и пр.
110. Представление документации и объявлений от администрации школы и других органов образования (board of education).
111. Освещение результатов обсуждения бюджета школы.
112. Демонстрация образцов заметок для помощи учащимся при записи лекций.
113. Работа с буквами и цифрами в начальной школе.
114. Возможность «заморозить» и сохранить изображение или действие при наблюдении за процессами или при проведении опытов.
115. Демонстрация правил приёма и конкурс (количество учащихся на место) для колледжей и высших учебных заведений.
116. Использование документ-камеры во всех предметных областях для повышения продуктивности очных занятий.
117. Обучение лексике.
118. В работе библиотекаря для демонстрации новых поступлений.
119. Использование при обсуждении книг и встречах с авторами.
120. Создание набросков персонажей литературных произведений.
121. Презентация нового программного обеспечения для учащихся и сотрудников.
122. Для объяснения правил игры и позиций участников на уроках физкультуры.
123. Учёт посещаемости.
124. Составление списков учащихся.
125. Использование в качестве памятки – для записи итогов дня или планов на будущее.
126. Этапы написания писем.
127. Уроки по безопасному Интернету.
128. Одновременный просмотр плоских и объёмных объектов в общем поле.
129. Вращение, удаление и приближение объектов без касания.
130. Сохранение творческих работ учащихся для последующего представления на родительских конференциях.
131. Объяснение устройства электроприборов и принципов построения схем их соединения.
132. Демонстрация видов минералов на уроках географии (геологии).
133. Моделирование движения тектонических плит.
134. Создание визуальных опор для учащихся, страдающих аутизмом.
135. Изучение тенденций развития рынка на занятиях по экономике.
136. Создание документальных фильмов.
137. Организация интервью и опросов.
138. Обучение определению времени в начальной школе.
139. Демонстрация мелких частей цветка: пестика, тычинок, лепестков.
140. Изучение процесса производства продуктов питания, взаимоотношения производителей и потребителей.
141. Демонстрация законов Ньютона на уроках физики.
142. Определение силы тяжести, силы действия и противодействия, скорости движения объекта и т.д. и вывод соответствующих формул.
143. Работа с периодической таблицей элементов Д.И. Менделеева, демонстрация строения атомов, молекул, запись формул химических элементов.
144. Изучение политической системы государства.
145. Изучение и составление временных шкал исторических событий и географических открытий.
146. Демонстрация географического положения стран, экономических систем и национальных реалий.
147. Прогнозы погоды, сделанные учащимися или классом.
148. Сравнение видов и семейств животных (млекопитающих, земноводных, амфибий, рыб) на уроках биологии.
149. Реконструкция периодов эволюционного развития Земли и внешнего облика исчезнувших животных.
150. Периоды в развитии ракетной техники.
151. Подсчёт очков в игровых упражнениях, выполняемых на уроке.
152. Работа с календарём: название года, месяца, дня недели, даты.
153. Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счётах).
154. Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
155. Демонстрация высказываний (цитат).
156. Демонстрация расписания уроков.
157. Сравнение формы и структуры листьев.
158. Создание видеофильмов в поле обзора документ-камеры с субтитрами.
159. Создание документальных фильмов.
160. Демонстрация этапов проведения научных исследований в лаборатории.

Материал подготовлен О.М.Корчажкиной olgakomax [at] gmail [dot] com

Nicholas Ivliev, an AVerMedia Consultant, shows how a document camera works (EC#1678, Moscow)

Share

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Tags: ,

Leave a Comment


7 − = 5