«Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования»

Новое пособие для учителей английского языка по внедрению ИКТ в учебный процесс

"Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования"

"Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования". Автор О.М. Корчажкина.

Научно-методический сборник

«Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования». Автор О.М. Корчажкина. Объём 398 с. Издательство «ГЛОССА-ПРЕСС», 2010 г.

Научно-методический сборник «Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования» посвящён проблеме формирования предметно ориентированной профессиональной ИКТ-компетентности учителя ИЯ или преподавателя вуза, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях информатизации образования. Материалы сборника представлены в рамках трёх тематических разделов: «Философские проблемы информационного общества», «Повышение квалификации учителя-предметника в области ИКТ», «Внедрение ИКТ в учебный процесс». Материалы сборника знакомят читателя с ключевыми вопросами, которые приходится решать современному учителю ИЯ в реальной образовательной практике.

Каждая статья сопровождается аннотацией, а основные термины сборника сведены в глоссарий.

Книга адресована учителям средней школы, преподавателям и студентам педагогических специальностей ВУЗов и колледжей, а также всем специалистам, интересующимся проблемами становления информационного общества и формирования информационной культуры личности.

Сборник может быть использован в качестве учебного пособия в системе курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей ИЯ.

По вопросам приобретения пособия обращаться по адресу olgakomax [at] gmail [dot] com

Книга удостоена Национального сертификата качества Российской Академии Естествознания в номинации «Лучший информационный проект», а также Диплома лауреата конкурса «Лучшее учебно-методическое издание отрасли» из серии «Золотой фонд отечественной науки», проводимого в рамках IV Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий в феврале 2010.

Пособию присвоен гриф УМО Российской Академии Естествознания «Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 13.00.08: „Теория и методика профессионального образования“».

Рецензенты:

Е. Г. Гридина, доктор технических наук, профессор, заместитель директора ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»;

Ю. А. Первин, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета.

Часть I «Философские проблемы информационного общества» рассматривает вопросы, связанные с формированием нового мировоззрения членов информационного общества. Раздел открывается рядом статей общефилософской направленности, в которых обсуждается роль информатики в формировании новой картины мира членов современного общества, приводятся характеристики современного информационного общества с точки зрения системного подхода, рассматривается становление новых концептов – «информационное пространство» и «информационная среда», Читатели знакомятся с концепцией «отца теории коммуникации», канадского философа и лингвиста Маршалла Маклюэна, положившего начало новому взгляду на роль средств коммуникации в развитии человеческого общества. Обсуждается процесс гуманитаризации информатики, представляющий собой расширение сферы действия технической дисциплины на области решения общечеловеческих задач.

Отмечается, что важную роль в становлении нового мировоззрения учителя играет не только усвоение системы взглядов и концептов информационного общества, но и формирование нового стиля мышления – операционного, влияющего на способы взаимодействия с новыми видами информации и формами информационных ресурсов, рассматривается трансформация понятия «коммуникативная компетентность» в информационном обществе.

В материалах Части II «Повышение квалификации учителя-предметника в области ИКТ» обсуждаются нормативно-правовые, психолого-педагогические и методические аспекты, связанные с требованиями к информационной культуре в общей культуре личности и культуре педагогической деятельности учителя-предметника.

Сопоставляются понятия «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» в профессиональной деятельности учителя. Анализируются достоинства и недостатки существующей федеральной системы повышения квалификации учителей-предметников в области ИКТ. На основе перечня квалификационных требований предлагаются модели формирования и развития ИКТ-компетентности учителя-предметника, рассматриваются различные подходы, этапы и технологии, а также приводится описание авторской программы профессиональной подготовки учителя-предметника в области ИКТ, в течение четырёх лет проходившей апробацию в системе вузовского и послевузовского образования г. Москвы.

Рассматриваются роли и взаимодействие компонентов системы «Учитель – ученик – компьютер – учебный процесс», возможности оптимизации инновационной деятельности учителя в области информатизации. Особое внимание уделяется решению психологических проблем учителя, связанных с внедрением ИКТ в учебный процесс.

Часть III «Внедрение ИКТ в учебный процесс» представляет материалы, описывающие виды и способы учебного взаимодействия на уроке английского языка, во внеклассной работе при организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся с применением ИКТ, а также разнообразные аспекты проблемного обучения в условиях внедрения ИКТ.

Кроме того, в разделе рассматриваются частные методические вопросы, связанные с применением ИКТ в работе учителя английского языка: планирование и проведение уроков, создание авторских электронных образовательных ресурсов (электронного портфолио, учебных пособий и контрольно-измерительных материалов), лингвистические и психологические аспекты понимания гипертекста, организация ресурсного медиацентра школы. Ряд материалов посвящён техническим, дидактическим и психолого-педагогическим аспектам работы учителя-предметника с электронным оборудованием нового поколения, а также использованию ресурсов из Единой коллекции ЦОР и сайта ФЦИОР в учебном процессе.

В ряде материалов уделяется внимание анализу опыта работы экспериментальной площадки Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино» г. Москвы по организации научно-исследовательских педагогических проектов в профильной школе, направленных на решение проблемы ранней подготовки научных кадров. Приводятся примеры проектно-исследовательских работ по английскому языку, выполненных учащимися старших классов Центра образования № 1678.

Share

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Tags:

Leave a Comment


8 − = 7