Дек
3
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
“Обучение чтению и творческому письму на уроках английской и американской литературы в 9-11 классах средней школы в профильных гуманитарных классах”
Составитель программы: учитель английского языка, старший преподаватель факультета английского языка Московского городского педагогического университета, Болтнева Ольга Юрьевна.
ОБЬЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на три года обучения по 34 часа в год. Из них: 22 часа – овладение базовым объемом литературных знаний по программе; 10 часов – практические занятия по развитию навыков чтения и анализа художественной литературы в оригинале, творческого письма; 2 часа — зачетные. Три года по одному уроку в неделю – слишком короткий срок, чтобы дать детям полный академический курс литературы. Учитывая этот факт и высокую информативную загруженность учащихся, автор считает необходимым ознакомить их лишь с самыми яркими представителями каждой литературной эпохи Великобритании и США и уделить большое внимание раскрытию секретов литературного творчества, анализу и оценке литературного стиля, самостоятельной работе со словом и, наконец, навыкам творческого письма. Такой курс поможет ученикам полюбить литературу этих двух стран, сравнить ее с русской литературой, преодолеть страх перед чтением литературных произведений в оригинале и заложит основу будущему самостоятельному чтению и развитию.
Цель курса: формирование межкультурной коммуникативной компетенции, развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся при опоре на эстетическое и художественное освоение мира на основе базового уровня владения английским языком.
Задачи курса — научить:
- ориентироваться в основных литературных и художественных направлениях Великобритании и США;
- давать характеристику жизни и творчества знаменитых английских и американских писателей и поэтов по следующему рекомендуемому плану:
- Происхождение;
- Образование;
- Профессия, занятия в жизни;
- Основные произведения;
- Главная идея, тема творчества;
- Преобладающий стиль произведений;
- Ваше отношение к творчеству данного писателя (поэта).
- читать учебную и критическую литературу на английском языке, находить необходимую информацию, конспектировать, составлять план, аннотацию, перефразировать текст;
- работать с аутентичным текстом литературного произведения:
- выразительно читать и декламировать прозу и поэзию, опираясь на ключевые слова;
- понимать и интерпретировать текст, высказывать свое мнение в форме выступления, доклада, участвовать в дискуссии;
- переводить английские прозаические и поэтические произведения на русский язык;
- использовать слово как средство выражения идей, понятий, чувств; применять различные словари;
- анализировать художественные образы и стиль, пользуясь литературоведческими терминами по следующему рекомендуемому плану:
- Главная идея
- Посредством каких образов и действий выражена идея
- Какие средства выразительности использованы в произведении
- Есть ли символы и какова их роль в раскрытии идеи
- Доминирующий стиль
- Ваше отношение к прочитанному
- писать стихи, диалоги, рассказы, сочинения, критические эссе, пьесы, сценарии.
- использовать музыку, живопись, художественное слово для самовыражения.
- выступать с устной презентацией результата творческого и научного исследования
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА
- Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися к концу 8-го класса основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство эстетического и культурного познания мира.
- Преемственность. Материал логично вырастает из программы по внеклассному чтению для 5-х — 8-х классов, где учащиеся знакомятся с детской английской и американской литературой.
- Связь с базовыми курсами истории, литературы и мировой художественной культуры на русском языке. Настоящий курс совпадает и дополняет программмы по указанным предметам.
- Научность. Изучаемыеые писатели и поэты являются наиболее яркими и известными представителями своей художественной эпохи, признанными в своей и в мировой художественной культуре. Анализ их творчества проводится на принципах эстетики как науки.
- Аутентичность. Учащиеся работают с неадаптированными художественными произведениями, критическими эссе, видеофильмами, периодикой; переписываются со сверстниками; посещают страны изучаемого языка.
- Социальная значимость. Материал является минимальным и необходимым для знакомства с литературой Великобритании и США, для формирования творческого мировоззрения , совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, т. е. для реализации современного подхода “творчески и коммуникативно ориентированного обучения” иностранным языкам.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ГОДАМ
IX класс.
22 часа. Зарождение литературы Великобритании. VII-XVII века. Происхождение английского языка. Эпоха Возрождения.
10 часов. Творческая мастерская.
X класс.
Зарождение Американской литературы. XVII–XIX века
22 часа. Эпоха Просвещения. Романтизм и реализм в литературе Великобритании и США.
10 часов. Творческая мастерская.
XI класс.
22 часа. Модернизм и постмодернизм в литературе Великобритании и США. XX век (до 70-х годов)
10 часов. Творческая мастерская.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
I. Краткость – три года по одному уроку в неделю.
II. Наличие новой формы работы (“Творческой мастерской”) по 10 часов в каждом классе с целью развития
творческих способностей учащихся в области художественного чтения и творческого письма.
III.Разработка внеурочных проектов, обеспечивающих более глубокое понимание литературы стран через знакомство с такими важнейшими областями культуры, как: музыка, изобразительное искусство и национальные праздники:
- Подготовка и проведение праздничных вечеров:
- Конкурс театральных представлений “Объяснения в любви в разные исторические эпохи”, вечер любовной поэзии в клубе “Одиноких сердец”.
- Шекспировский фестиваль.
- Музыкальные проекты на основе лекций в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки:
- “История музыки Великобритании”
- “История музыки США”
- Художественные проекты после посещения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (“Живопись Великобритании и США из фондов музея”) или просмотра видеофильмов (Роберт Клайн “Вызов” — видео фильм о модернизме в живописи и скульптуре). Презентация собственных художественных работ.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С КУРСОМ:
- Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий, находок, догадок, озарений.
- Необходимо применять на уроке различные виды деятельности для поддержания интереса и предупреждения усталости у учащихся.
- Главное – глубина понимания, интенсивность мыслительной и духовной работы на уроке, а не количество прочитанного или выученного.
- Творческий интеллектуальный и духовной труд должен быть оценен тактично и доброжелательно, не может быть и речи о двойках или тройках. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.
- Главные критерии успешности усвоения:
- удовольствие от работы, увлеченность, желание узнать больше, сделать что-то самостоятельно;
- построение связных логических высказываний, раскрывающих основную идею сочинения или выступления;
- адекватное включение в дискуссию;
- четкость и оригинальность личного мнения;
- уверенное знание фактического и литературоведческого материала для подкрепления своих высказываний.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЕМЫЕ КУРСОМ
- Понимание на слух и ведение записей.
- Конспектирование учебной и критической литературы, перефразирование текста.
- Выделение главной и сопутствующей идеи.
- Составление плана учебного текста.
- Применение литературоведческих терминов при анализе стиля и замысла художественного произведения.
- Анализ и понимание подтекста.
- Понимание, интерпретация и оценка художественного произведения.
- Самостоятельное творчество в форме миниатюры на заданную тему, диалога, эссе, рассказа, стихотворения, пьесы, сценария.
- Участие в дебатах, викторинах, конференциях.