Авторская программа профильного курса английской и американской литературы

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

“Обучение чтению и творческому письму на уроках английской и американской литературы в 9-11 классах средней школы в профильных гуманитарных классах”

Составитель программы: учитель английского языка, старший преподаватель факультета английского языка Московского городского педагогического университета, Болтнева Ольга Юрьевна.

ОБЬЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на три года обучения по 34 часа в год. Из них:  22 часа – овладение базовым объемом литературных знаний по программе; 10 часов – практические занятия по развитию навыков чтения и анализа художественной литературы в оригинале, творческого письма; 2 часа — зачетные. Три года по одному уроку в неделю – слишком короткий срок, чтобы дать детям полный академический курс литературы. Учитывая этот факт и высокую информативную загруженность учащихся, автор считает необходимым ознакомить их лишь с самыми яркими представителями каждой литературной эпохи Великобритании и США и уделить большое внимание раскрытию секретов литературного творчества, анализу и оценке литературного стиля, самостоятельной работе со словом и, наконец, навыкам творческого письма. Такой курс поможет ученикам полюбить литературу этих двух стран, сравнить ее с русской литературой, преодолеть страх перед чтением литературных произведений в оригинале и заложит основу будущему самостоятельному чтению и развитию.

Цель курса: формирование межкультурной коммуникативной компетенции, развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся при опоре на эстетическое и художественное освоение мира на основе базового уровня владения английским языком.

Задачи курса — научить:

  1. ориентироваться в основных литературных и художественных направлениях Великобритании и США;
  2. давать характеристику жизни и творчества знаменитых английских и американских писателей и поэтов по следующему рекомендуемому плану:
    • Происхождение;
    • Образование;
    • Профессия, занятия в жизни;
    • Основные произведения;
    • Главная идея, тема творчества;
    • Преобладающий стиль произведений;
    • Ваше отношение к творчеству данного писателя (поэта).
  3. читать учебную и критическую литературу на английском языке, находить необходимую информацию, конспектировать, составлять план, аннотацию, перефразировать текст;
  4. работать с аутентичным текстом  литературного произведения:
    • выразительно читать и декламировать прозу и поэзию, опираясь на ключевые слова;
    • понимать и интерпретировать текст, высказывать свое мнение в форме выступления, доклада, участвовать в дискуссии;
    • переводить английские прозаические и поэтические произведения на русский язык;
    • использовать слово как средство выражения идей, понятий, чувств; применять различные словари;
    • анализировать художественные образы и стиль, пользуясь литературоведческими терминами по следующему рекомендуемому плану:
    • Главная идея
    • Посредством каких образов и действий выражена идея
    • Какие средства выразительности использованы в произведении
    • Есть ли символы и какова их роль в раскрытии идеи
    • Доминирующий стиль
    • Ваше отношение к прочитанному
  5. писать стихи, диалоги, рассказы, сочинения, критические эссе, пьесы, сценарии.
  6. использовать музыку, живопись, художественное слово для самовыражения.
  7. выступать с устной презентацией результата творческого  и научного исследования

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА

  1. Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися к концу 8-го класса основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство эстетического и культурного познания мира.
  2. Преемственность. Материал логично вырастает из программы по внеклассному чтению для 5-х — 8-х классов, где учащиеся знакомятся с детской английской и американской литературой.
  3. Связь с базовыми курсами истории, литературы и мировой художественной культуры на русском языке. Настоящий курс совпадает и дополняет программмы по указанным предметам.
  4. Научность. Изучаемыеые писатели и поэты являются наиболее яркими и известными представителями своей художественной эпохи, признанными в своей и в мировой художественной культуре. Анализ их творчества проводится на принципах эстетики как науки.
  5. Аутентичность. Учащиеся работают с неадаптированными художественными произведениями, критическими эссе, видеофильмами, периодикой; переписываются со сверстниками; посещают страны изучаемого языка.
  6. Социальная значимость. Материал является минимальным и необходимым для знакомства с литературой Великобритании и США, для формирования творческого мировоззрения ,  совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, т. е. для реализации современного подхода “творчески и коммуникативно ориентированного обучения” иностранным языкам.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ГОДАМ

IX класс.

22 часа. Зарождение литературы Великобритании. VII-XVII века. Происхождение английского языка. Эпоха Возрождения.

10 часов. Творческая мастерская.

X класс.

Зарождение Американской литературы. XVII–XIX века

22 часа. Эпоха Просвещения. Романтизм и реализм в литературе Великобритании и США.

10 часов. Творческая мастерская.

XI класс.

22 часа. Модернизм и постмодернизм в литературе Великобритании и США. XX век (до 70-х годов)

10 часов.  Творческая мастерская.

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

I. Краткость – три года по одному уроку в неделю.

II. Наличие новой формы работы (“Творческой мастерской”) по 10 часов в каждом классе с целью развития
творческих способностей учащихся в области художественного чтения и творческого письма.

III.Разработка внеурочных проектов, обеспечивающих более глубокое понимание литературы стран через знакомство с такими важнейшими областями культуры, как: музыка, изобразительное искусство и национальные праздники:

  1. Подготовка и проведение праздничных вечеров:
    • Конкурс театральных представлений “Объяснения в любви в разные исторические эпохи”, вечер любовной поэзии в клубе “Одиноких сердец”.
    • Шекспировский фестиваль.
  2. Музыкальные проекты на основе лекций в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки:
    • “История музыки Великобритании”
    • “История музыки США”
  3. Художественные проекты после посещения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина  (“Живопись Великобритании и США из фондов музея”) или просмотра видеофильмов (Роберт Клайн “Вызов”  — видео фильм о  модернизме в живописи и скульптуре). Презентация собственных художественных работ.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С КУРСОМ:

  1. Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий, находок, догадок, озарений.
  2. Необходимо применять на уроке различные виды деятельности для поддержания интереса  и предупреждения усталости у учащихся.
  3. Главное – глубина понимания, интенсивность мыслительной и духовной работы на уроке, а не количество прочитанного или выученного.
  4. Творческий интеллектуальный и духовной труд должен быть оценен тактично и доброжелательно, не может быть и речи о двойках или тройках. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.
  5. Главные критерии успешности усвоения:
    • удовольствие от работы, увлеченность, желание узнать больше, сделать что-то самостоятельно;
    • построение связных логических высказываний, раскрывающих основную идею сочинения или выступления;
    • адекватное включение в дискуссию;
    • четкость и оригинальность личного мнения;
    • уверенное знание фактического и литературоведческого материала для подкрепления своих высказываний.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЕМЫЕ КУРСОМ

  1. Понимание на слух и ведение записей.
  2. Конспектирование учебной и критической литературы, перефразирование текста.
  3. Выделение главной и сопутствующей идеи.
  4. Составление плана учебного текста.
  5. Применение литературоведческих терминов при анализе стиля и замысла художественного произведения.
  6. Анализ и понимание подтекста.
  7. Понимание, интерпретация и оценка художественного произведения.
  8. Самостоятельное творчество в форме миниатюры на заданную тему, диалога, эссе, рассказа, стихотворения, пьесы, сценария.
  9. Участие в дебатах, викторинах, конференциях.

Share

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Tags: , , ,

Leave a Comment


− 3 = 4